Мирослав Томовски, 21 марта 2018 года.
В былые времена, школьные автобусы выстраивались в очередь возле фабрики в городе Смитс-Фолс, что в Северном Онтарио, Канада. На протяжении 45 лет в это место приезжали тысячи школьников со своими семьями, чтобы увидеть Канадскую столицу шоколада. У местных жителей еще теплятся воспоминания из детства, когда вместо магазинчика со сладостями они бегали вниз по улице на фабрику Херши. “Сладкая” страница истории городка закончилась в 2008 году, когда завод переехал из Смитс-Фолс в Мехико, и жители остались без градообразующего предприятия.
Утром, когда должно было состояться интервью, мэр города встретил нас в стильном пурпурном костюме, неугомонно рассказывая о концентратах, настойках, КБД-капсулах и соцветиях. Спустя 6 лет упадка без большой промышленности, Смитс-Фолс стал штаб-квартирой одного из мировых лидеров по производству медицинской марихуаны.
“Когда только зашла речь о том, что мы можем стать конопляной столицей Канады, это казалось неудачной шуткой” — вспоминает мэр Смитс-Фолс, Шон Панков, — “сейчас это сказка, ставшая реальностью”. Еще недавно пустующее здание фабрики, по адресу Хершли Драйв, 1, сегодня ограждено двумя рядами припаркованных машин, а над входом красуется гордая надпись “Tweed” (название фирмы — прим. пер.).
Несмотря на формальную принадлежность к аграрной индустрии, внутри здание больше похоже на завод Форд, чем на ферму. В целом, атмосфера знакома любому фабричному рабочему. Но есть один четко заметный нюанс, дающий понять всю необычность происходящего — разящий запах марихуаны. Везде царит атмосфера абсолютного счастья. Мы увидели это сразу по широкой улыбке, от уха до уха, рабочего, идущего нам навстречу.
Дэн уже год работает на Tweed, куда пришел после 20-летней карьеры в розничной торговле, где, по его словам, “нет места для развития”. Приступая к работе, Дэн практически ничего не знал о марихуане. Но, начиная работать триммером (человеком, ответственным за обрезку и стрижку растений — прим.пер), как и большинство работников Tweed, он твердо понял одно: “У меня никогда не было работы на фабрике, и она мне нравится”.
Прогуливаясь по коридору, мы заметили женщину в лабораторном халате, стремительно направляющуюся к нам. Она объяснила, что всеобщая суета связана с подготовкой компании к легализации каннабиса в Канаде, запланированной на осень. “Еще 4 года назад, наверное, меня считали сумасшедшей” — поделилась воспоминаниями Аманда Далей, женщина в лабораторном халате, оставившая карьеру в фармакологии, чтобы стать вице-президентом Tweed. “Вначале было тяжело даже набрать людей, согласных работать с нами, а сейчас нет отбоя от желающих”.
Такова новая реальность Канады. С сентября рекреационный каннабис будет легализован во по всей стране, и компании, такие как Tweed, надеятся стать законодателем моды на новом рынке. Крис Мюррэй, бывший вожатый в лагере, а теперь директор отдела международной торговли и медицинский специалист Tweed. Он путешествует по всему миру, в том числе в Германию и Австралию, чтобы договориться о поставке отборных канадских медицинских растений. “В Канаде не стоит острого вопроса по поводу легализации каннабиса” — говорит Мюррэй, “Канада является самым большим потребителем каннабиса на душу населения в мире. Поэтому, в нашем обществе, марихуана давно воспринимается как что-то обыденное”.
На всей территории фабрики царит очень гостеприимная атмосфера, несмотря на то, что старожилы и новобранцы растущей каннабис-индустрии активно готовятся к легализации. Одной из “ветеранов” фабрики является Кейли, работающая уже 2 года. Как и большинство сотрудников, она попала в Tweed исключительно волей случая. После учебы она планировала посвятить жизни карьере плотника. “За неделю до получения контракта здесь, мне предложили действительно хорошую работу”, но выбор очевиден. Для Кейли, работа с марихуаной мало чем отличается от работы с любым другим сырьем. “Сквозь фабрику ежедневно проходят просто горы каннабиса. Для большинства из нас это стало рутиной”.
По словам мэра Панкова, конопляная индустрия принесла в город не только рабочие места. Она оживила рынок недвижимости, а также способствовала притоку населения. Все больше людей оставляют шумную жизнь Оттавы и Торонто, с удовольствием переезжая в тихий городок на берегах канала Ридо. Джордан Синклер, еще один из сотрудников Tweed, отмечает, что Канада одна из немногих стран, где подобное производство разрешено на законодательном уровне. Юридически все оформлено так, что индустрия защищена от аутсорсинга. “Это возвращение классической обрабатывающей промышленности. Отличный способ возрождения производства и создания рабочих мест”.
Во всеобщей идиллии, конечно, есть и подводные камни. С адаптацией конопли в Канаде, и открытием для таких компаний, как Tweed, возможности нести свои убеждения миру, индустрия рискует наступить на те же грабли, что и другие отрасли, покинув маленькие городки, подобные Смитс-Фолс, в поисках более дешевых условий производства. Легализация в Канаде, безусловно, шаг в нужном направлении. Но, с постепенным развитием цивилизации, все больше стран получат новые знания о том, чего раньше боялись, и откроют свои двери конопле.
Смит Фолс уже неоднократно становился жертвой автоматизации, аутсорсинга и технического прогресса. Основан как транспортный центр на берегу канала Ридо, он быстро стал железнодорожным хабом, выдающим огромное количество товаров автомобильной и других отраслей. Но многие компании покинули город в поисках лучших условий.
В данный момент, конопля является билетом в будущее для городка. Ожидается, что Tweed скоро превзойдет шоколадную фабрику Хершис по количеству рабочих мест, трудоустроив более 600 человек и превзойдя все изначальные прогнозы. С 2014 года, когда компания впервые пришла в город, произошел огромный скачок. Изначально, местные жители и чиновники сомневались, что фирма сможет заполнить все простаивающие производственные мощности. “Скептики могут сказать, что мы были в отчаянии, и готовы принять любые фирмы. Но мы не хотели принимать кого попало. Подумайте логично — какой еще новый бизнес, созданный в последние десятилетия, может прийти на новое место и так быстро занять все 5 гектаров производственных площадей?” — рассказывает мэр.
Еще несколько лет назад это было бы большим риском — принять в городе большую конопляную компанию. Но, с развитием индустрии, подобные фирмы выходят из подполья, все увереннее пробиваясь к своей доле на фондовом рынке. Для приютивших их городков это второй шанс на процветание. Мэр Смит Фолс активно боролся за запрет курения сигарет, но считает употребление рекреационного каннабиса совсем другим явлением. Кроме развития производства, марихуана должна помочь и развитию туризма в городе. Круиз живописным каналом Ридо, покуривая косяк — разве это не рай для туриста? “Моя роль, как руководителя города, в идентификации вещей, способных принести пользу обществу и их активной поддержке. Сейчас это каннабис, а, возможно, когда-то мы и вернемся к производству шоколада”.
Источник: herb.co